It is necessary to choose a visual aid that is appropriate for the material and audience.
Работа мастера над будущим колоколом начинается с расчетов и построения чертежа профиля. Голос, прочность и внешний вид напрямую зависят от решения этой задачи. Заказчик определяет массу, иногда задается и главный тон колокола. То и другое влияют на соотношения главных параметров: нижнего диаметра, высоты и толщины стенки.
Все части формы рассчитываются в зависимости от размера самой толстой части колокола – боя, и кратны ему. Отношение толщины боя к диаметру колокола влияет и на прочность. Изменение размера боя меняет основной тон и благозвучность.
После расчетов строиться чертеж линии внутреннего и наружного профиля и вырезаются два кружальных лекала.
Чистый, мощный, глубокий, поющий и долго длящийся звук колокола напрямую зависит от чистоты исходных компонентов
В подовой печи подготавливается в течении 5-6 часов сплав бронзы, который состоит из 80% олова и 20% меди. Температура сплава доводиться до 1080°С, затем вышибается пробка печи. Жидкий металл стремительно вырывается из отверстия, течет по желобу и наполняет форму. При правильном заполнении формы металл глухо журчит. Колокол стынет до 7 дней, затем вынимается из ямы, очищается от пригоревшей глины изнутри и снаружи, тщательно обрабатывается каждый сантиметр поверхности. Колокол приподнимается и проверяется звук. Колокол готов к отправке.
внутр лекало
Первое лекало формирует внутренний профиль колокола - болван на основе глины и кирпича. В день лекало обходит по оси до сотни кругов, и при этом нельзя ни разу сбить. Малейшая ошибка дает дефект при звучании, поэтому создание колокола начинается с начала. Только опытные работники допускаются до создания формы колокола.
внешний профиль
Формование наружного профиля аналогично созданию болвана.
Создание фальшивого колокола
Художник изготавливает элементы декора из пластилина, снимает оттиск, льет восковые орнаменты и наносит на внешний профиль колокола. Орнаменты, иконы, надписи исполняются по желанию заказчика, но при строгом соблюдении православных традиций и канонов XVII—19 вв..
Формирование кожуха
Готовый фальшколокол с украшениями и надписями обмазывается тонкими слоями жирной глины при помощи художественных кистей для заполнения деталей украшений, с просушкой каждого слоя. Количество слоев зависит от массы будущего колокола и варьируется в пределах от 20 до 30. Затем форма обмазывается толстым слоем глины, который стягивается металлическими прутьями с крючками наверху, служащими для подъема верхней части колокола — кожуха. Кожух поднимается, фальшивый колокол уничтожается, болван и внутренняя часть кожуха, на которой отпечатались украшения и надписи, зачищают и поправляют.
Совмещение кожуха и болвана
Кожух ставится на болван, и образуется полость для заливки металла.
Подготовка к отливке
Форму устанавливают в литейную яму и тщательно засыпают землей, плотно трамбуют, чтобы кожух выдержал огромное давление расплавленного металла. Все готово к отливке.